Ранний психологический патронаж ребенка (от 6 месяцев)

Зачем это нужно

В раннем возрасте очень важно заложить позитивную установку малыша к себе и окружающему его миру. Мы часто сами не замечаем, как своими действиями формируем у детей упрямство, вместо того чтобы направить энергию малыша на развитие.

Меня на мысль о необходимости «раннего психологического патронажа» навело недавнее общение с несколькими семьями, попросившими посмотреть, как развиваются их малыши (от 6 месяцев до полутора лет). Это как раз тот возраст, когда дети еще не посещают занятия, проводя большую часть времени в окружении родных или нянь.

В нашем клубе на знятиях с детьми от 1 года до 2 лет (программа «Вместе с мамой»), помимо педагога, обязательно присутствуют близкие, значимые взрослые – родители или няня. Участники занятий нередко говорят, что дома малыш своевольничает, отказывается слушать и упрямится, считая это «вредностью».

Силы и время такие дети тратят не на познание окружающего их мира и развитие, а на то, чтобы оградить себя от любого внешнего воздействия близких людей.

Психологам ДАР требуется затратить большое количество времени и сил, чтобы восстановить утраченное доверие ребенка к своему окружению, восстановить желание к познанию. Причем, чем старше дети, тем труднее это сделать. При этом время, потраченное ребенком на «упрямство» тратится впустую.

Причина такого поведения детей – неправильная организация развивающей среды и взаимодействия с ребенком.

Что же делать? Ответ прост — грамотно создавать развивающую среду и строить отношеня с детьми. Вот несколько характерных примеров

Развивающая среда

Пример из личного опыта. Когда мой сын был еще маленький, он постоянно требовал много внимания. У меня, как и у любой молодой мамы, было много забот. Как человек весьма ленивый, я пошла по пути наименьшего сопротивления. Я выпускала сына поползать и вместе с ним обходила квартиру, наблюдая за тем, что его заинтересует. И вот что я обнаружила. Оказалось, что ребенок очень любит всякие тряпочки. Его также заинтересовал шкаф со старой металлической посудой.

Тогда я набрала множество различных ненужных лоскутков (вельвет, бархат, хлопок, плащёвка, трикотаж и т.д.) и сложила их в коробочку. Игра с лоскутками часто продолжалась более часа. На кухне, на самую нижнюю полку, я сложила  ненужную металлическую посуду: ложки, небольшие поварешки, кружки, сковороды, кастрюльки, крышки и т.д. Ребенок мог часами одно за другим вытаскивать предметы с полки. Он стучал, ставил одно в другое, подбирал крышки. Затем я подкладывала туда пластиковую и деревянную посуду, чтобы малыш мог сравнить звук, вес и т.д. На следующем этапе мы пересыпали крупу, лили воду и прочее. Это было нашим любимым занятием до полутора лет.

Наш папа часто работал за компьютером, и у ребенка живой интерес вызвала клавиатура. Эту задачу мы тоже решили просто — папа выделил сыну ненужную клавиатуру, и ребенок радостно лупил по ней, выбивая из неё клавиши.

Еще одно наше любимое занятие в том возрасте: я клала в манеж разные игрушки: резиновые (они отскакивают), мягкие, сделанные из бумаги (чтобы можно было рвать) и т.д. Ребенок радостно по очереди выкидывал их из манежа, стараясь забросить как можно дальше.

Далее ребенок интересовался трубками и мы вместе собирали их, мыли. Они оказались прекрасным конструктором: ведь трубки можно вставлять друг в друга.

Не нужно говорить, что заняв ребенка, я могла спокойно заниматься своими делами. А ребенок научился занимать себя сам. Он сам находил интересные занятия, а я лишь помогала организовать пространство игры.

Грамотный диалог

Ко мне обратилась бабушка мальчика 9 месяцев. Хороший, развитый ребенок. Очень шустрый. Понаблюдав за ними во взаимодействии, я отметила следующее. Бабушка любит своего внука, любуется им. Однако, при этом у ребенка существует уже много «нельзя». В столь раннем возрасте в его жизни уже есть множество предостережений и много негативных внушений.

Они делаются мягким и вкрадчивым голосом. Например, при ребенке говорится: «Ты не хочешь меня слушать…», «Он очень плохо ест!», «Ты боишься…», «Тебе не нравится…», «Ты не любишь…» и т.д. И все это повторяется многократно. Этим ребенку внушается множество негативных установок. Делается это не со зла, просто взрослые не знают как взаимодействовать с малышом иначе.

Так как он шустрый, взрослые быстро устают от необходимости постоянно за ним следить. Инициатива и активность малыша со временем возрастают. Взрослые, в ответ, накладывают новые ограничения. Этим они лишают ребенка собственной инициативы. Ребенку покупают много игрушек. и предлагают взамен занятия и игрушки, которые, по их мнению, нужны ребенку. Кстати, он, в основном, интересуется пуговицами и завязками (что совершенно нормально для этого возраста). Однако его природное любопытство остается не замеченным. В результате получается замкнутый круг, у ребенка развивается упрямство и снижается желание узнавать новое.

И многое другое…

Каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Описанные ситуации — это только небольшой пример, а сколько еще вопросов возникает у родителей! Как накормить ребенка? Как приучить его не пугаться разных вещей? Как научить его слушать взрослого? И т.д. Здесь как нельзя лучше подходит поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Психолог Сухова Д.С.

Что же делать

Обращайтесь к нам! Мы поможем найти ответы на эти и другие вопросы. Психолог Детской Академии Развития поможет организовать развивающую среду, оптимальную для вашего ребенка, с учетом его интересов и физиологических особенностей.  Поможет распознать интересы и покажет, как  развивать способности вашего малыша. Вести психологически правильный диалог с ребенком. И найти ответы на другие вопросы и сделать жизнь Вашего малыша интереснее и счастливее.

Услугой можно воспользоваться разово или купить абонемент. Информация по телефону 8(901)562-7217 или e-mail: email hidden; JavaScript is required

17.06.2011 · admin · Comments Closed
Метки: , ,  · Рубрики: Клуб ДАР, Полезные советы