Мама, хочу быть грамотным!

Сухова Дарья СергеевнаВ каком возрасте уже можно обучать детей чтению ? Как научить ребенка писать грамотно? Давайте разберемся вместе.

Современная школа требует, чтобы ребенок, поступая в первый класс, знал буквы и цифры, умел читать. Очень многие детишки сейчас идут в школу в 6 лет, хотя считается, что физически такой маленький ребенок к учебным нагрузкам еще не полностью готов: он быстро утомляется, не может положенное время концентрировать внимание, часто болеет, пропускает занятия. В результате — неуспеваемость, плохие отметки.

Порой бывает трудно убедить родителей не торопиться отдавать детей в школу, а дождаться более подходящего момента. Папы и мамы утверждают, что, научившись читать уже в 5 лет, ребенок не должен сидеть дома или в детском саду. Но практика показывает, что раннее овладение техникой чтения не лучшим образом сказывается на грамотном письме. Можно назвать тому две причины.
Во-первых, как только ребенок начинает читать самостоятельно, взрослые, облегченно вздохнув, перестают ему читать. И совершенно напрасно! Слушая сказку или рассказ, ребенок способен создавать образ услышанного. В его воображении возникают самые невероятные и причудливые картинки.
Во-вторых, у ребенка в этом возрасте еще не очень хорошо получается одновременно читать и усваивать прочитанное. А для грамотного письма необходимо, чтобы при чтении он мог запоминать, как пишутся слова. Это для маленьких детей практически невозможно. В результате не складывается механизм чтения с запоминанием правописания слов.

Что делать? Наши рекомендации.

Читаем в слух.

Продолжайте читать детям вслух и в 6, и в 7, и в 8 лет !

     В возрасте 5 – 7 лет очень важно, чтобы ребенок умел воспринимать информацию на слух. Хорошо, если он не просто воспринимает информацию, но еще может рассказать близко к тексту.
Очень полезно учить стихи на слух. Выберите стихотворение, которое нравится ребенку, прочитайте его вслух выразительно сами, обсудите прочитанное: главных героев, природу, краски, звуки и т.п., придумайте образ и нарисуйте вместе картинку к каждому четверостишью. Вы можете читать это стихотворение каждый день, как любимую сказку, пока ребенок не запомнит его. Чтобы выучить стихотворение быстро, попробуйте читать его по две строчки и просите повторять за вами. Пусть он это делает до тех пор, пока не запомнит их, потом следующие две строчки и так до конца стихотворения. Хорошо, если вы попросите каждый раз вспомнить тот образ, который придумали вместе. Если же Ваш ребенок, проделав все данные упражнения, не сможет без запинки прочитать все стихотворение, успокойте его и скажите, что завтра у него это обязательно получится. И это действительно так.
Очень полезно учить не только стихи, но и песенки. Слова песни надо учить вместе с музыкой. Это особенно полезно детям с нарушением фонематического слуха.

По буквам

Если Ваш ребенок уже умеет читать не по слогам, а словами, мы рекомендуем делать следующие упражнения. Пусть ребенок читает вам вслух, даже если его чтение стало беглым. Достаточно читать по полстраницы в день. Читая текст, выберите сами два сложных (словарных) слова. Когда ребенок дойдет до такого слова, попросите его запомнить, как это слово выглядит и произнести его по буквам.
Обратите внимание! Слова произносятся по буквам!
      То же самое проделайте со вторым словом. Через полчаса-час попросите повторить слова. Вы можете завести красочную тетрадку, в которую будете записывать эти слова и проговаривать их время от времени.

Если у ребенка не получается сразу воспроизводить по буквам длинные слова, выберите для начала слова из трех-четырех букв, постепенно увеличивая длину слова по мере развития навыка.
Польза от этого упражнения будет огромной.

Как учить словарные слова.

Чтобы успешно справиться с данной задачей, заведите специальный альбом, в который вы вместе будете записывать словарные слова, причем буквы, которые надо запомнить, выделите цветом или размером.

Например:

мОлОко

Чтобы слово лучше запомнилось, нарисуйте рядом со словом рисунок: стакан с молоком, у него, к примеру, вместо донышка и горлышка большие буквы О.

К каждому словарному слову надо придумать зрительный образ или подобрать созвучные слова (они не обязательно должны быть однокоренными). Цель данного задания — создать яркий, запоминающийся образ.

Приведем еще несколько примеров.

кОрова – пишется «О», потому что она даёт мОлОко.

кОрзина – пишется «О», потому что она круглая, как буква О;

пИрог– пишется «И», потому что с пирогом устроили пир;

пАльто – пишется «А», потому что папа носит пальто.

И т.д.
Произносить словарные слова следует по буквам! Если ребенок ошибается, пусть придумает такой образ, который поможет ему запомнить слово и правильно его произносить.

Время от времени спрашивайте у ребенка пройденные словарные слова.

Работа над ошибками.

Мы рекомендуем при работе над ошибками в письменных работах по русскому языку пользоваться орфографическим словарем (желательно самым новым изданием, так как каждый год в него вносятся какие-либо изменения).
Пусть ребенок найдет в словаре и выпишет из него слово, в котором допустил ошибку. Тогда в следующий раз он будет уверен в его написании, так как в памяти сохранится именно правильное слово.
Работать с такими словами следует по той же схеме, что и со словарными словами (см. выше).
Если ребенок не знает, как пишется слово, или не уверен в правильности его написания, как можно чаще адресуйте его к орфографическому словарю .
И последнее. В письменных работах очень полезно, чтобы ребенок при проверке работы подчеркивал те слова, в которых абсолютно уверен, а «подозрительные» слова смотрел в словаре.

P.S. Все наши упражнения старайтесь делать в хорошем настроении, превратить занятия в интересную игру. Только тогда это имеет смысл, т.к. только хорошее запоминается надолго.

Психолог Сухова Дарья, при содействии преподавателя русского языка Мумровой О.В.

03.11.2009 · admin · Comments Closed
Метки: ,  · Рубрики: От 7 и старше, Публикации


"> ,next:openstat};(function(d,t){var j=d.createElement(t);j.async=true;j.type="text/javascript";j.src="//openstat.net/cnt.js";var s=d.getElementsByTagName(t)[0];s.parentNode.insertBefore(j,s)})(document,"script")