Умные дети для мудрых родителей

В настоящее время заниматься ранним развитием ребенка стало очень популярно. Существуют множество центров, где детям и родителям предлагают различные занятия. По моим наблюдениям, родители посещают развивающие центры по 2 причинам:

    • Они понимают, что современный мир меняется слишком быстро. И боятся, что ребенок может не успеть освоить все, что необходимо. Боятся опоздать.
    • Мамы хотят, чтобы дети учились общаться и взаимодействовать со своими сверстниками.

При этом у родителей нет понимания того, что и каким образом должно формироваться у ребенка в результате занятий. Какие занятия пойдут на пользу и дадут результат? Прежде всего, родителям нужно ответить для себя на вопрос, кого они хотят вырастить из своего ребенка, каким видят его будущее?

Раннее развитие

Сейчас люди очень  увлечены развитием детей. Есть множество методик занятий, предлагающих давать ребенку энциклопедические знания уже от рождения (в том числе методика Домана). Многие берут себе в помощь нянь-педагогов. Как результат, особенно на начальном этапе, образование ребенка сводится к тому, что взрослые постоянно называют ребенку все, что его окружает. И просят его бесконечно показывать «Где нос?», «Где красное?», «Где глазки?» и т.д. При этом взрослому абсолютно не важно, хочет этого ребенок или нет. Если оглянуться, то люди, достигающие успеха в жизни, прежде всего очень активные. Они сами знают, чего хотят и к чему стремиться. Почему же многие воспринимают своих детей как компьютеры, не обладающие волей, в которые нужно запихнуть как можно больше информации?

 Другой распространенный случай – родители считают, что у ребенка «Должно быть счастливое детство». Поэтому он должен играть, как можно больше. Они предпочитают ничем не загружать ребенка. Считают, что когда возникнут трудности в обучении или потребуются знания, они возьмут нужного репетитора. При этом все будет зависеть от педагога. Попадется хороший – все будет, как надо. Ну, а если нет — «Не всем же, в конечном итоге, быть Эйнштейнами!»

 И тот и другой путь — две крайности. И не самая лучшая забота о детях.

 В психологии и медицине есть общеизвестный факт – если человек не видит до трех лет, то никакие последующие операции и лечение не научат его видеть окружающий мир. Глаза можно вылечить. А научить мозг воспринимать и обрабатывать информацию – невозможно. Время упущено, и зрительный анализатор уже не будут сформирован. Лучшее, что человек сможет видеть – цветной хаос.

Так и в обучении. Если у ребенка до 7-ми лет не выработается интерес к познанию и созиданию, то он будет искать развлечений. Если до 11-ти лет он не научится думать и анализировать, то в дальнейшем он будет жить уже без этих умений. Так и не станет «зрячим».

 В образовании все определяет выбор родителей – чему Вы хотите научить своего ребенка. Для меня, как мамы двух детей, очень важно, чтобы мои дети научились думать, самостоятельно овладевать знаниями. В любой области по своему выбору. Чтобы то, что они изучают, было именно знаниями, а не информацией. В чем отличие? Знания основаны на понимании того, что ребенок изучает, а не на памяти. Чтобы интересы у моих детей были самыми разнообразными. Чтобы они могли самостоятельно решать те жизненные проблемы и ситуации, в которые они попадают.

В данный момент я много занимаюсь с детьми, особенно со школьниками 2-5 классов. Все проблемы, с которыми приходится сталкиваться: проблемы обучения, отсутствие желания учиться, проблемы поведения – всегда связаны с недостаточно сформированным внутренним интересом к знаниям и отсутствием тех или иных способов мышления. Многие подростки предпочитают праздность и наслаждения. Никакие репетиторы, школы и институты им не помогают. Родители понимают, что все эти проблемы и сложности тянутся из дошкольного периода. Но, к сожалению, «неправильность» в развитии ребенка уже нельзя перечеркнуть и начать сначала. Хотя очень хочется.

Что такое развитие?

Что же такое развитие? И что можно сделать? В цивилизованных странах в элитных школах давно пришли к выводу, что самое важное у учеников – это мотивация. Желание учиться и достигать результатов. К сожалению, в российских школах за учебную мотивацию часто принимают послушание. Но если правильно развивать ребенка, то это не будет важно.

Итак, что такое грамотное развитие ребенка?

 Это, прежде всего, развивающая среда. Грамотно созданная  развивающая среда сама ставит перед ребенком задачи, которые он решает. Интерес к окружающему миру рождается вместе с ребенком. И очень важно его увидеть, поддержать и развить. Вернемся к приведенному в начале примеру с «называнием» и «показыванием». Называть нужно те предметы, которые интересуют ребенка и тогда, когда он спрашивает, а не все подряд. Нужно играть и манипулировать теми предметами (и это не всегда игрушки; часто это предметы окружающего мира), которыми интересуется сам малыш. Быть внимательным к его запросам. Поддерживать его инициативу.

Здесь не подходит позиция взрослого-эксперта. Вместе с малышом взрослый тоже превращается в исследователя, экспериментатора. Но научный руководитель эксперимента всегда – сам малыш.

В нашем центре мы не «проходим программу». Вместо этого мы создаем развивающую среду и готовы обучать родителей создавать развивающую среду у себя дома. Ребенок для нас – это разумный, ищущий человек, первопроходец. Самое главное для нас – поддерживать его собственное желание знать и постепенно усложнять задачи познания. Этим мы и отличаемся от других детских центров.

Когда ребенок впервые приходит на занятие в детский центр, его увлекают игрушки, пособия, предметы — «шоу познания». Часто родители принимают это «шоу» за обучение. Однако важно перейти от «шоу» к развитию. Чтобы дети на занятиях научились получать удовольствие не от предметов, материалов, педагога, сказки и т.д., а оттого, что они учатся, понимают, решают и создают сами. Чтобы их интерес был не внешним, а внутренним. По опыту, при правильном подходе к организации занятий, такая мотивация формируется у ребенка уже к 3 годам.

Пятью пять…

Я знаю клубы, которые для мотивации детей дошкольного возраста используют дневники и отметки. А самое удивительное для меня, что родители поддерживают и ценят такие «начинания».

Чем, по сути, является такой дневник? Даже если он только с хорошими оценками (солнышки, мордочки, рожицы, смайлики и т.д.) А если сегодня ребенок не в настроении? Не получил «солнышко»? «Почему у Пети солнышко есть, а у тебя нет?» Как только появляется оценивание ребенка взрослым, то сразу пропадает желание знать. Желание знать (узнавать) это, прежде всего поиск ответов. А ведь ответы могут быть как положительные, так и отрицательные. Какие из них «правильные»? Отметки фактически вычеркивают отрицательный опыт и приводят к страху ошибиться. И желание знать пропадает. Разве педагог или взрослый может решать, прав или не прав ребенок в своем познании?

В результате такой подход, рано или поздно, приводит к отупению детей. Особенно дошкольников, у которых еще не сформировалась устойчивая внутренняя мотивация.

На наших занятиях не бывает «неправильных» ответов. Если ребенок думал и сделал вывод сам, то его ответ, безусловно, достоин внимания. Если ребенок ошибается, то задача педагога – так подать материал, чтобы ребенок взглянул на происходящее по-другому. И нашел верное решение. Если за идеей есть мысль – она имеет право на существование.

Самое важное для развития ребенка дошкольного возраста – чтобы ребенок научился думать и получать удовольствие оттого, что он умеет думать.

Этот принцип мы распространили на все занятия, которые мы поводим в нашем клубе.

Наших детей отличает живой интерес к жизни и знаниям. Такие дети быстро развиваются, осваивают все параметры школьной готовности, быстро учатся читать и писать. Для них невозможного мало.

На наш взгляд, в большинстве детских центров используется другой подход. В этом они мало отличаются от обычной школы. С детьми проходят программу, и никто не отвечает за результат. Никому не интересно, зачем и что проходят дети – просто так положено по программе.

Практический психолог Дарья Сухова.

28.11.2011 · admin · Комментариев нет
Рубрики: Беседы о развитии, Полезные советы, Публикации, Элитное образование


"> ,next:openstat};(function(d,t){var j=d.createElement(t);j.async=true;j.type="text/javascript";j.src="//openstat.net/cnt.js";var s=d.getElementsByTagName(t)[0];s.parentNode.insertBefore(j,s)})(document,"script")