Как вырастить гения или книга о том, что значит быть родителем — Часть 1

Начинаем публиковать отдельные части из книги практического психолога Дарьи Суховой «Как вырастить гения или книга о том, что значит быть родителем«. Вашему вниманию предлагается Часть 1.

 

Как вырастить гения или книга о том,
что значит быть родителем.

Вступительное слово

Написать эту книгу меня подвигли вопросы, которые интересуют многих родителей. Как нужно развивать детей? На мой взгляд, важно, каким Вы хотите вырастить своего ребенка. Кем он станет? Что он сможет? В этой книге я попыталась обобщить свой опыт работы с семьями и детьми, а также собственный опыт как мамы двух талантливых детей.

Многим людям свойственно объяснять удачи и неудачи детей  «генами». Наверное, «гены» тоже играют свою роль. Однако, мой опыт работы с детьми (от полугода и старше) показывает, что не талантливых детей просто не бывает. Все дети талантливы! Нужно только создать условия для их полноценного развития. И об этом родители могут позаботиться сами. Вот здесь и встает вопрос: зачем и что мы хотим получить в результате?

Мне всегда хотелось вырастить своих детей так, чтобы дать им максимально возможный выбор интересных занятий и профессий. Для этого нужно быть умным, иметь широкий кругозор, развитые творческие способности. Именно эти качества позволяют, в конечном счете, делать свой выбор осознано, быть творцом, реализовывать свои идеи, создавать свой мир. Задумайтесь, что лучше для вашего ребенка: иметь свои мечты и идеи и реализовывать их, или, за неимением собственных идей, быть на вторых ролях, подчиняя свою жизнь чужим идеям? Или предоставить все случаю?

Как создать развивающую среду? от полугода до полутора.

В последнее время появилось множество игрушек, которые я называю «игрушки –шоу». Ребенок  выполняет задачу, которую ставит перед ним такая «умная»  игрушка, а в ответ получает музыку или бегающие огонечки, одним словом – «награду». Родители счастливы! Ребенок занят «полезным делом» — «развивается». Через некоторое время такая награда надоедает. Требуется новая, затем еще одна и так до бесконечности. Весь смысл развития превращается в погоню за наградами и новыми «шоу».

Я привела этот пример для того, чтобы стало понятно, что развивающая среда это не игрушки, а сама атмосфера поиска интересных задач, постановки экспериментов и нахождения ответов. Что всего интереснее ребенку? Интереснее всего то, чем занимаются взрослые, предметы которыми пользуются взрослые и сам ребенок. Банки с присыпками и маслом, ложки и тарелки, кастрюльки и другая посуда, пуговицы, шнурки, липучки, и даже предметы личной гигиены. Только не надо заменять их игрушечными. Ребенок еще не готов подражать взрослой жизни, он готов изучать всё, что вокруг. Будьте внимательны к интересу ребенка. Предлагайте изучать то, к чему он тянется. Выберите для этого безопасные предметы. Ложки, кастрюльки, пластиковые баночки, баночки для присыпок (насыпьте туда немного муки) и т.д. Нашейте на крупный лоскут материи большие пуговицы разной формы, пришейте к нему же шнурок. Помогайте ребенку осваивать мир взрослых предметов, поддерживая его собственный интерес. Наградой ребенку будет удовлетворение его собственного любопытства. Вашей же наградой станет активный ребенок, жаждущий новых знаний. Организуйте дома «полосы препятствий», чтобы ребенку, ползая, нужно было переползать, подползать, тянуться. Конкретная рекомендация здесь только одна: будьте внимательны к малышу и он сам подскажет вам интересные предметы. А вы предлагайте, как с ними можно играть: стучать, катать, кидать, посмотреть, что внутри, прятать и находить.

Ко мне обратилась бабушка мальчика 9 месяцев. Хороший, развитый ребенок. Очень шустрый. Понаблюдав за ними во взаимодействии, я отметила следующее. Бабушка любит своего внука, любуется им. Однако, при этом у ребенка существует уже много «нельзя». В столь раннем возрасте в его жизни уже есть множество предостережений и много негативных внушений.

Они делаются мягким и вкрадчивым голосом. Например, при ребенке говорится: «Ты не хочешь меня слушать…», «Он очень плохо ест!», «Ты боишься…», «Тебе не нравится…», «Ты не любишь…» и т.д. И все это повторяется многократно. Этим ребенку внушается множество негативных установок. Делается это не со зла, просто взрослые не знают как взаимодействовать с малышом иначе.

Так как он шустрый, взрослые быстро устают от необходимости постоянно за ним следить. Инициатива и активность малыша со временем возрастают. Взрослые, в ответ, накладывают новые ограничения. Этим они лишают ребенка собственной инициативы. Ребенку покупают много игрушек. и предлагают взамен занятия и игрушки, которые, по их мнению, нужны ребенку. Кстати, он, в основном, интересуется пуговицами и завязками (что совершенно нормально для этого возраста). Однако его природное любопытство остается не замеченным. В результате получается замкнутый круг, у ребенка развивается упрямство и снижается желание узнавать новое.

Когда вы увидите, что исчерпали интерес к домашним вещам, когда ребенок уже ходит, можно, понемногу, вводить игрушки. Ко мне часто приходят мамы с жалобами, что ребенок ничем не интересуется. Первый совет, который я даю: сократить количество игрушек до 3-5. К удивлению мам, ребенок начинает играть. Наигрался одними, убираем их и  достаем следующие. Убранные игрушки вернем через некоторое время. Став постарше, ребенок найдет им новое применение.  На этом этапе я бы посоветовала родителям начать ходить с детьми в детский центр. Здесь вам помогут понять, как организовать следующий этап развития ребенка. (Продолжение следует.)

09.07.2011 · admin · Комментариев нет
Метки: ,  · Рубрики: Беседы о развитии, Публикации