Создание элитного образования в России

Если думаешь на год вперед – сажай рис,
если думаешь на 10 лет вперед – сажай дерево,
а если думаешь на всю жизнь, то воспитывай детей

(Восточная мудрость)

Кому нужно элитное образование?

Люди образованные и обеспеченные традиционно видят будущее своих детей в политике, экономике, культуре, бизнесе, медицине, финансах. Успех в этих сферах невозможен без умения думать самостоятельно, принимать решения, прогнозировать будущее, быстро концентрироваться и перерабатывать большое количество информации. В современном языке есть термин, объединяющий все эти способности: «Системное мышление». Чтобы добиться высоких показателей в интеллектуальной сфере необходимо элитное образование.

Его цель: воспитание образованных, системно мыслящих, активных членов общества, способных к саморазвитию и самостоятельным действиям. Эти качества, преимущественно, являются результатом обучения, а не врожденным свойством человека.

Элитное образование – образование высокого качества. Его целью является раскрытие индивидуальных способностей человека, воспитание социально активной личности, ответственной за свои поступки и решения. Это ведет к самовоспитанию и предъявляет высокие моральные и духовные требования к индивиду.

Возможность получения элитного образования напрямую зависит лишь от способностей и мотивации, желания учиться. Естественно, при платной форме обучения в элитных учебных заведениях, кроме способностей, требуются еще и определенные возможности (оплатить необходимую сумму). Но при наличии таланта, даже самые консервативные банки готовы предоставить кредит для получения такого образования.

Из всех доступных видов современного образования, наиболее качественным (и определяющим дальнейшую жизнь) является элитное образование.

Предпосылки в России

Элита – наиболее ценная составляющая любого общества, которая служит нравственным примером для других граждан, пользуется уважением и заботится, прежде всего, об общем благе. Самовоспитание и формирование особого мировоззрения и идеалов, характерных для элиты, являются более универсальной целью, чем простое развитие способностей и качеств. Этого можно достичь лишь путем специального, элитного воспитания и образования.

Для получения элитного образования с детьми необходимо заниматься с 3-х лет. В современной России лучше это делать с 2-х летнего возраста. В российских традициях главный акцент воспитания ребенка – послушание и система запретов. Для получения нужного эффекта детей пугают наказаниями, лишениями и т.д. Такое отношение к личности ребенка тормозит его развитие, формирует либо пассивность, либо агрессивность.

В психологии и медицине есть общеизвестный факт – если человек не видит до трех лет, то никакие последующие операции и лечение не научат его видеть окружающий мир. Глаза можно вылечить. А научить мозг воспринимать и обрабатывать информацию – невозможно. Время упущено, и зрительный анализатор уже не будет сформирован. Лучшее, что человек сможет видеть – цветной хаос.

Грамотный подход к развитию ребенка, особенно в возрасте от 2 лет до 11,  гарантирует успешность в дальнейшей жизни. Взрослый человек мало чего помнит из своего детства, однако в этом возрасте закладывается фундамент, оказывающий влияние на всю дальнейшую жизнь.

До 7-ми летнего возраста у ребенка формируется интерес к познанию и созиданию. До 11-ти лет закладывается интеллектуальный фундамент. Дети, получающие качественное образование, это дети не только с развитой речью и глубоким пониманием учебного материала, но и с высоким стремлением учиться. Учиться все время всему.

Задачи проекта

  • Создать атмосферу обучения, изменив отношение к обучению в школе. Заменить тяжкую обязанность насыщенным школьным днем, полным возможностей для раскрытия и развития индивидуальности ребенка, ведущий к миру открытий, интереса и возможностей.
  • Восстановить репутацию элитного российского образования, как образования высокого качества, лучшего в мире.
  • Вернуть престижность качеству знаний.
  • Создать культуру элитного образования в России

Современное образование в России

Образовательная ситуация в нашей стране характеризуется рядом противоречий:

  • Между усилением глобализации и стремлением сохранить традиции
  • Между стремлением к повышению качества и реальными результатами
  • Между необходимостью обеспечить доступность образования широким слоям населения и стремлением к индивидуализации образовательного процесса

Как следствие, современная система образования построена на совершенствовании методик подачи информации и знаний. Педагогика связывает процесс развития мышления с процессом усвоения хорошо организованной системы знаний, в результате чего у ученика складывается упорядоченная структура. Система: педагог  дает, ребенок берет. Однако анализ результатов применения такого подхода ставит под сомнение его эффективность.

Как бы хорошо ни были структурирован и взаимосвязан подаваемый материал, систему знаний в своей голове формирует сам ученик. Этот факт упускается из виду.

Образовательный процесс, как в обычной, так и в элитарной школах, является разновидностью насилия (разумеется, на благо обучаемого). Практически каждый ребенок, проучившийся год, ненавидит школьные занятия. Обучение является неизменно тяжелым и монотонным трудом, принуждением. Ученики обязаны освоить программу обучения и главным инструментом становятся негативные отметки. Когда в классе небольшое количество учеников, то к принуждению добавляется тотальный контроль учителя за учениками.

Это рождает  либо протест, либо пассивность обучающихся. Как результат — пробелы в знаниях. Родителям, озабоченным «успехами» своего чада, рекомендуется брать дополнительные занятия и репетиторов, чтобы «догнать программу». Это только усугубляет ситуацию: принуждение в школе дополняется принуждением после уроков. Ребенку по-прежнему отводится пассивная роль.

Формирование системы элитного образования

Для того чтобы ребенок смог получить качественное образование, он должен быть готов к этому интеллектуально и эмоционально. Необходимо не просто пройти развивающую программу и сформировать набор навыков (этим занимаются многие), а всестороннее развивать ребенка. Именно такое развитие дает ребенку возможность творить, думать и, в результате, быть образованным и успешным. Эффективная система элитного образования направлена на развитие индивидуальности человека, раскрытие его талантов. Наиболее оптимальным представляются следующие этапы, сохраняющие связь друг с другом:

  1. Раннее элитное образование от2 до 7 лет
  2. Начальное образование от 7 до 11 лет.
  3. Средняя школа от 11 до 18 лет.

Организация элитной образовательной системы предполагает тщательный отбор образовательных концепций, программ, педагогических методик, учебных пособий, педагогических кадров.

Элитное образование направлено на раскрытие индивидуальных способностей человека, воспитание социально активной личности, ответственности за свои поступки и решения, ведущие в итоге к самовоспитанию и предъявляющие высокие моральные и духовные требования.

Основные черты такого образования – бессословность, высокий уровень результатов, необходимость больших материальных вложений, насыщенность школьного дня, условия для раскрытия и развития индивидуальности ребенка, высокий уровень преподавателей, отбор, критерием которого являются способности человека. Для выпускников элитной школы открываются широкие перспективы жизни.

Отличительные черты человека, получившего элитное образование:

  • Высокий уровень знаний и культуры
  • Мотивированный
  • Активный, обладает качествами лидера
  • Гибкий и умный
  • Является личностью
  • Имеет гуманистические ценности
  • Способен продолжать обучение на высоком уровне в высших элитных учебных заведениях.

Условия элитного образования

Необходима целостная образовательная система подчиненная общей цели: признания ценности личности, неповторимости, уникальности каждого воспитанника, максимальное развитие способностей ученика.

Создать и сохранить необходимую субкультуру школы, ее развивающую и воспитывающую среду позволит независимый статус школы. Такая среда сама ставит задачи и активизирует процесс познания.

Вот некоторые принципы:

  • Право ученика на ошибку в процессе обучения.
  • Право на собственное мнение, независимо от возраста.
  • Учебная деятельность регламентируется минимально необходимым числом правил, обязательных для всех.
  • Высокий культурный уровень педагогов в сочетании с высоким уровнем знания по преподаваемому предмету.
  • Формирование глубинного понимания материала, физического смысла, понимания сути задач и явлений.
  • Активное участие ребенка в познании.
  • Активное участие ребенка в жизни школы, социальная активность.

Что стоит на пути качественного образования в России

Самой большей проблемой является зависимость современной школы. Элитное образование способна обеспечить только независимая система образования.

В России можно найти педагогов с высоким интеллектуальным и культурным уровнем. Самым слабым местом является выстраивание отношений учителя к ученикам. Есть достаточно большой выбор сильных программ, подходящих под систему элитного образования. Нужно изменить отношение учителей к учащимся и образовательному процессу.

Определяющей является личность учителя.

  • Желание учиться самому
  • Уважение к ребенку
  • «Недекларированный» индивидуальный подход к каждому ученику, умение создавать и поддерживать мотивацию обучения у учеников.

Необходима грамотная работа с педагогическим коллективом, тщательный отбор специалистов и их обучение.

С детьми дошкольного/младшего школьного возраста должны работать психологически грамотные люди:

  1. Личности талантливые, способные заинтересовать ребенка знаниями
  2. Искренне любящие детей
  3. Люди с высоким культурным уровнем

Коллектив проекта

Наш коллектив работает в области дошкольного/начального школьного образования уже более 11 лет. Мы обладаем педагогическим, методическим и организационным опытом для реализации данного проекта.

Наша цель: создание российской элитной школы. Приглашаем к сотрудничеству всех, кому интересна тема элитного образования в России.

02.05.2012 · admin · Комментариев нет
Метки:  · Рубрики: Беседы о развитии, Публикации, Элитное образование


"> ,next:openstat};(function(d,t){var j=d.createElement(t);j.async=true;j.type="text/javascript";j.src="//openstat.net/cnt.js";var s=d.getElementsByTagName(t)[0];s.parentNode.insertBefore(j,s)})(document,"script")