Дети 3 года

Программа «Гармоничное развитие»

Занятия с детьми по программе «Гармоничное развитие» проводятся  в нескольких комнатах. Это позволяет разделить учебную зону и зону активности. Смена видов деятельности дает возможность повысить эффективность обучения: с педагогом дети выполняют, как правило, те упражнения, которые сложно выполнить дома. Более простые задания объясняются в классе, выполнить их предлагается дома уже самостоятельно. Такая структура занятий позволяет использовать классное время с наибольшей эффективностью.

 Наиболее распространенным в наши дни является программный подход, когда основная цель занятий —  прохождение с детьми материала по одной из программ. 

На занятиях в ДАР мы используем развивающий подход — важной целью является развитие ребенка. Наша цель — не просто прохождение какой-либо программы и формирование набора навыков, а всестороннее развитие ребенка. Поэтому ответа на часто задаваемый вопрос, — «По какой программе проводятся занятия в ДАР?» просто не существует. Мы используем как отдельные элементы существующих методик, так и собственные оригинальные разработки. Природа каждого ребенка уникальна. При подготовке каждого занятия, педагоги ДАР учитывают уровень детей в группе и их индивидуальные особенности. Именно такой подход способствует всестороннему развитию ребенка, дает ему возможность творить, думать и, в результате, быть образованным и успешным.

Ниже приведен материал одного из занятий по программе «Гармоничное развитие» для лучшей иллюстрации используемого нами подхода

Часть 1: занятие в классе

Обязательной частью занятия является пальчиковая гимнастика — с нее, как правило, начинается занятие

Пальчиковая гимнастика

 

Развитие речи, мелкой моторики, внимания, упражнения на память, логику, внимание, математические представления, расширение кругозора и словарного запаса проводятся в течение всего урока. Деление весьма условно.

Развитие речи

Читаем сказку

Во время чтения рассуждаем и предугадываем события в сказке

Пример: В Сутеев «Цыпленок и Утенок»

 

…Вылупился из яйца утенок…

Дети смотрят на картинку, педагог спрашивает: «Как это так было: целое яичко, и вдруг утенок вылупился? Как это у него получилось?»

Дети рассуждают и приходят к выводу, например, что «…Он изнутри яйца стучал клювиком, скорлупка хрупкая вот и разбилась»

Обсуждаем сказку

Вопросы для обсуждения:

  • Какие животные живут в этой сказке?
  • Что они делают?
  • Кто им встречается в сказке?
  • Как вы думаете, почему цыпленок не пошел больше плавать?
  • Утенок хороший друг? А как Вы об этом догадались?
  • И т.д.

Задания на сравнение и сопоставление

Педагог  показывает детям картинки курочки и уточки

Сравнивает картинки вместе с детьми:

  •  Кто нарисован на картинках?
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Как вы думаете, что помогает утенку плавать? (Дети, например, говорят, что ножки у него особенные)
  • Ребята, а где вы видели утят? (Многие дети видели утят в  пруду  в парке)
  • Что любят есть утята? (Дети вспоминают сказку и говорят, что любят червячков, а еще они кормят их хлебом. Цыплят дети, как правило, видели в книжках и знают, что они любят клевать зернышки)

Просит показать детей руками, какой клювик у утенка, и какой у цыпленка, как цыпленок клюет зернышки.

Задает вопрос: «Скажите, где еще, в какой сказке, нам встречается курочка или цыпленок?» Дети вспоминают «Курочку Рябу», сказки, где был петушок и т.д.

На следующем уроке мы повторяем  и закрепляем материал, например:

Отгадываем загадку

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
 (Корней Чуковский)

 Обсуждаем рисунок  

 

Задание на внимание и моторику

Задание: соединить линией яички с одинаковым рисунком

 

Часть 2: занятие в зале

Далее дети переходят в зал (разделение учебной зоны и зоны активности). В зале выполняются:

Упражнения на общую моторику и координацию

Логоритмика

Дети становятся напротив зеркала, и делают упражнения, глядя на свое отражение

Пример:

Ветер по морю гуляет, (Дети изображают ветер)
И кораблик подгоняет (Делают из рук кораблик)
Он бежит себе в волнах (Изображают руками волны)
На поднятых парусах (Руки подняты вверх, изображают парус)

Артикуляционные упражнения

Дуем, цокаем, подражаем различным звукам и т.д.

Логоритмика

Дети под музыку поют песню и инсценируют ее

Пример:

Под кусточком на пригорке мы сидим! (Дети присаживаются и изображают зайчиков около норок)
Наши маленькие норки сторожим!
Заиньки белые, заиньки смелые…
Да, да, да! (Встают, прислоняют ручки к голове, изображая заячьи уши)

Ритмические движения и координация

Упражнения с палочками, бубнами, маракасами и т.д.

Часть 3: дети возвращаются в класс

Упражнения на память, логику, внимание, математические представления, расширение кругозора и словарного запаса

Детям раздают корзинки, в каждой корзинке лежит по 5 овощей: огурчик, помидорчик, картошка, морковка, капуста. Педагог показывает  по очереди картинки с овощами: морковь, капуста, баклажан, лук, чеснок, огурец, кабачок, картошка. Спрашивает:

  • Какой овощ нарисован на картинке? (просит детей определить есть ли у них в корзинке такой овощ)
  • Какой овощ есть у вас в корзинках, а я вам его не показал? (Помидор! — Безошибочно хором определяют дети).

Педагог просит детей закрыть глаза и заяц (би ба бо) забирает у них по одному овощу. Дети смотрят в свою корзинку и говорят, что «похитил» у них заяц.

Дети очень любят эту игру.

Раздаточный материал

 При подготовке раздаточного материала для занятий мы выбираем картинки, лучшим образом подходящие к уроку. Мы работаем с наглядным материалом, который используется в различных методиках.  Очень многие школы и детские сады приветствуют методику Л.Г. Петерсон и Е.Е.Кочемасововой   «Игралочка».

С этой методикой мы также работаем. Только вопросы мы предпочитаем задавать свои. На наш взгляд большинство вопросов этой методики носят слишком конкретный характер и подразумевают однозначный ответ. Не оставляют ребенку возможности подумать и порассуждать. Отвечая на наши вопросы, ребенок активен и учится высказывать свое мнение. На наш взгляд для использования любой методики нужно комбинировать вопросы. Грамотные вопросы зарождают в ребенке интерес к знаниям, учат ребенка думать и рассуждать. Конкретные вопросы тоже нужны, только, если их слишком много, они приводят к инертности мышления и потере интереса к занятиям.

Пример: «Игралочка» — Занятие 1 Один — Много

 

 

 

Вот различие в работе с материалом по программе Петерсон и с использованием комбинированных вопросов:

Вопросы ДАР ответы ребенка Игралочка ответы ребенка
Что ты видишь на картинке? (Что нарисовано?) Комната, игрушки и т.д. Какие игрушки стоят у мальчика на полке? (В «Игралочке» утверждается, что мы видим комнату мальчика) Перечисляет игрушки.
Чья это комната? Кто в ней живет? Как ты об этом узнал? Кто заглядывает в дверь? Девочка. Она любит играть в куклы, у нее много кукол. Брат зашел в гости. Кто заглядывает в дверь? Мальчик
Кто еще живет в этой комнате? Как ты догадался? Кошка. Она спряталась за креслом (любит прятаться за креслом) На какой полке лежит…? Стоит…?  ???
Любит ли девочка играть? Как ты догадался? Девочка любит играть, у нее много игрушек (ребенок развивает мысль дальше) Какие игрушки находятся у мальчика на нижней полке?  ???
Где больше всего игрушек, а где меньше? На полу, на полках меньше Где лежат кубики? Что еще лежит на полу? На полу, там лежат мячики.
Из каких игрушек можно построить башню, а из каких нельзя? Как ты думаешь, почему так? Из кубиков. Их можно ставить друг на друга, а мячики нельзя. Сколько кубиков  тебе понадобится, чтобы построить высокую башню? Много.
С какой игрушкой ты хотел бы поиграть? Расскажи мне, где она находится? Ребенок рассказывает про игрушки, заодно указывает их место и положение в пространстве. Сколько кубиков  тебе понадобится, чтобы построить низкую башню? Один.

Важной частью любого занятия является

Работа с раздаточным материалом

Примеры раздаточного материла, используемого при проведении развивающих занятий в клубе ДАР

И обязательной и очень важной частью занятия является

Самостоятельная работа детей

Последние 5 — 10 минут детям предлагается выбрать себе занятие или пособие, с которым они могут позаниматься самостоятельно. Это очень важный момент урока. Ребенок сам занимается исследованием. Это учит детей самостоятельной постановке исследовательских задач, активизирует внутреннюю мотивацию. Только после того, как ребенок выполнил все, что хотел сам сделать с пособием, педагог подключается и усложняет задачу, или предлагает ребенку придумать, что еще можно сделать с этим материалом.